детский сад
  • +7 (473) 276-28-56
Воронеж, 9 Января ул, 125/129, стр. д

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 149»  (далее – МБДОУ)  разработан в соответствии с:

 - Законом Российской Федерации от 29.12.2013г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;

- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г.№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте Росси 14.11.2013г. №30384)

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г №1014  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Базисный учебный план (далее – План)  для образовательного учреждения, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение совместной деятельности воспитателя и детей, занятий. В Плане предложено распределение количества занятий, дающее возможность МБДОУ использовать модульный подход, строить План на принципах дифференциации и вариативности.                                                                      

В структуре Плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть.                                                                               

Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.             Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса с учетом видовой принадлежности МБДОУ, наличия приоритетных направлений его деятельности, потребностей родителей и интересов детей.    Инвариантная часть реализуется через совместную НОД педагогов и детей, вариативная – через занятия по выбору (факультативные, индивидуальные, студийные и кружковые). Все проводимые НОД носят интегрированный характер.                                                                                         

Образовательный процесс  построен на адекватных возрасту видах деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтении), формах проведения и организации работы с детьми. Во всех  возрастных группе проводятся занятия различного типа: занятие-путешествие, занятие-викторина, сюжетно-ролевая игра и т.д.

В Плане установлено соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой участниками образовательного процесса:

- инвариантная (обязательная) часть — 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.   Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5. Стандарта).                                                  

- вариативная (модульная) часть –  40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МБДОУ; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.                 

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13),  в Планы включены пять  направлений, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое,  художественно-эстетическое и физическое развитие детей.         

Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Основу организации образовательного процесса   составляет  комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач  осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей и режимных моментах.

При составлении Плана МБДОУ  соблюдено по программе  количество НОД на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы  групповых и индивидуальных занятий входит в объем максимально допустимой нагрузки. Реализация  художественно-эстетического направления  занимает  40% общего времени занятий.  

Распределение количества занятий основано на принципах:

- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;

- дифференциации и вариативности,  которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход;

- соотношение между инвариантной (60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;

- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;

- отражение специфики МБДОУ:

а) учёт видовой принадлежности МБДОУ – дошкольная образовательная организация;

б) учёт особенностей возрастной структуры – в МБДОУ функционируют: 

вторая младшая -2 группы,

средняя-2 группы,

старшая-1 группа,

подготовительная к школе группа-1 группа.

МБДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели. Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Длительность непрерывной  непосредственно образовательной деятельности составляет для детей:

3-го года жизни- не более 10мин;

4-го года жизни – не более 15 мин;

5-го года жизни – не более 20 мин;

6-го года жизни – не более  20-25 мин;

7-го года жизни – не более 30 мин.

В середине непосредственно образовательной деятельности проводится  динамическая пауза. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин.                                                                                           

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).                                                                                                                    

Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.                          

В группе для детей младшего возраста образовательная деятельность проводится по подгруппам (музыка, физическая культура –фронтальные) в первую и вторую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной к школе группах - 45минут и 1,5 часа соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут в день.           

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию вариативной части учебного плана составляет:

в 1 младшей группе-1час 40мин.;

во 2 младшей группе – 2 часа 30 мин.;

в средней группе – 3ч.20 мин.;

в старшей группе – 5 часов 25 мин;

в подготовительной группе —9часов 30 мин.

Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования –соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана и предельно допустимая его продолжительность.                  

Организуются прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна и перед уходом детей домой.